Как сохранить зрение.
       Расскажем о том, как сохранить зрение, какой режим работы и отдыха наиболее гигиеничен, какие условия для зрения считаются подходящими, каким должно быть освещение при той или иной работе.
       Острота зрения наиболее высока при естественном освещении. Когда вы читаете, пишете, рисуете, занимаетесь рукоделием, одного верхнего света мало, включайте дополнительно настольные светильники, бра, торшеры. Очень удобна лампа на гибкой ножке, она позволяет менять направление света. Включив местное освещение, не выключайте верхний свет. Иначе глаза будут быстро уставать. Всякий раз, когда мы переводим взгляд с ярко освещенной поверхности стола или от рукоделия в темноту (если выключен верхний свет), происходит резкая перестройка светочувствительного аппарата глаз. Наступает так называемое скрытое ослепление, очень вредное для глаз.
       Пользоваться для освещения «голыми» лампочками, не защищенными абажурами, не рекомендуется.
       Расстояние от глаз до текста книги или листа бумаги, на котором вы пишете, должно составлять 30 - 35 см. Это расстояние легко определить и без линейки: оно примерно равно длине руки от локтя до пальцев. Если держать книгу, тетрадь дальше или ближе этого, глаза будут сильно уставать.
       При чтении старайтесь держать книгу или журнал наклонно, под углом 35 - 45 градусов. Школьникам рекомендуется обязательно при выполнении уроков пользоваться подставкой для книг.
       Не следует класть на стол стекло: Лучи, которое оно отражает, дают слепящие блики. Вместо стекла лучше постелить плотную бумагу желтовато-зеленого или светло-зеленого цвета. Эти цвета, как известно, снижают зрительное утомление.
       Работая за письменным столом, делайте перерывы. Учащимся старших классов надо через каждые 40 - 50 минут напряженной зрительной работы отдыхать 5-10 минут. Учащимся младших классов - через каждые 30 -35 минут. Во время перерыва очень хорошо проветрить комнату, сделать несколько легких упражнений (потягивания, приседания, наклоны туловища) или просто походить по комнате, посмотреть вдаль.
       Роль витаминов в профилактике заболеваний глаз огромна. В ежедневный рацион надо включать продукты, богатые витаминами. Их нехватка ухудшает зрение, а может даже привести к некоторым заболеваниям.
       При недостатке витамина А появляется светобоязнь, иногда и повышенная сухость глаз. Снижается зрение при слабом освещении, в сумерках (куриная слепота). Витамина А больше всего в яйцах, молоке, сливочном масле, сыре; а каротина - в моркови, томате, зелени, облепихе, абрикосах.
       Недостаток витамина В2 может привести к воспалению слизистой оболочки глаз, слезотечению, снижению остроты зрения. Много этого витамина в молоке, твороге, сыре, яйцах, бородинском и ржаном хлебе.
       Витамин С способствует повышению сопротивляемо­сти организма к заболеваниям. Наиболее богаты этим витамином - иначе его называют аскорбиновая кислота - ягоды, овощи и фрукты, особенно черная смородина, шиповник, красный перец, зеленый лук, томаты, а зимой - апельсины, лимоны, квашеная капуста.
       Очень серьезный вопрос: как и сколько времени смотреть школьникам телевизор? В комнате, где включен телевизор, не должно быть темно. Так глаза будут меньше утомляться. Достаточно включить для освещения комнаты торшер или настольную лампу. И расположите их сбоку или за спиной, иначе свет будет падать в глаза или отражаться на экране телевизора.
       И еще один совет. Смотрите телевизор на расстоянии 2-3 метров от экрана. Глаза меньше утомляются, если вам не будут заметны точки и линии телевизионного изображения. Не сидите у телевизора более 2-3 часов, не смотрите все передачи подряд, даже если зрение у вас нормальное. А тем, кто страдает близорукостью, надо обязательно делать перерывы через каждые 40 минут. Детям до 4 - 5 лет во избежание косоглазия и нервных перегрузок можно смотреть только одну передачу «Спокойной ночи, малыши». Не более получаса в день могут смотреть телевизор дошкольники. Не стоит слишком долго и ежедневно смотреть телевизор и школьникам. Чтобы не перегружать зрение, им достаточно смотреть телевизор три-четыре раза в неделю. А после телевизора дать глазам отдохнуть, нельзя сразу же приниматься за уроки.
      Если врач рекомендует носить очки, то этой рекомендации надо обязательно следовать. Тем, кому необходимо, очки выписывают строго индивидуально. Их получают в аптеке по рецепту. Чужими очками пользоваться нельзя. Очки не только сберегают зрение, но и нередко предупреждают развитие некоторых глазных болезней, избавляют от головной боли и других неприятных явлений, которые порой появляются у людей с плохим зрением. Обращаться с очками надо бережно. Ведь это «вторые глаза». Храните их в футляре, чаще протирайте стекла, а если на них появились царапины, такие стекла надо заменить.
       Особо надо сказать о темных очках. Они необходимы всем в яркий солнечный день, особенно на пляже, на берегу водоема: солнечные блики от воды ослепляют. В солнечный день надо читать либо в темных очках, либо в тени. Но в пасмурные дни и в помещении темные очки носить нельзя. Это вредит зрению.
        Видит око, да плохо?
       Дорогие девочки! Вам приходится немало читать и писать не только во время уроков, но и после школы. Чтобы ваши глаза меньше уставали, предлагаем упражнения для глаз.
       Как и любой другой вид гимнастики, упражнения для глаз могут принести пользу только при условии правильного и систематического их выполнения.
       Комплекс гимнастики должен занимать 5-10 минут, один раз в день, лучше утром, в течение 15 - 30 дней. Затем надо сделать перерыв на 2 - 3 месяца и повторить комплекс упражнений. Упражнения, включенные в комплекс, нужно время от времени менять.
       Упражнение 1. Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза на 3 - 5 секунд, а затем открыть глаза на 3 - 5 секунд. Повторить 6-8 раз.
       Упражнение 2. Выполняется сидя. Быстрые моргания в течение 1 - 2 минут.
       Упражнение 3. Выполняется стоя. На счет 1 - смотреть вдаль прямо перед собой 2-3 секунды, 2 - поставить палец руки по средней линии лица на расстоянии 25 - 30 см от глаз, 3 - перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3-5 секунд, 4 -опустить руку. Повторить 10-12 раз.
       Упражнение 4. Выполняется стоя. На счет 1 - вытянуть руку вперед, 2 - смотреть на конец пальца вытянутой руки, расположенной на средней линии лица, 3 - медленно приближать палец, не сводя с него глаз до появление двоения. Повторить 6 -8 раз.
       Упражнение 5. Выполняется сидя. На счет 1 - закрыть веки,
       2 - массировать их с помощью круговых движений пальцев. Повторять в течение 1 минуты.
       Упражнение 6. Выполняется стоя. На счет 1 - поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25 - 30 см от глаз, 2 - смотреть двумя глазами на палец 3-5 секунд, 3 -прикрыть ладонью левой руки левый глаз на 3 - 5 секунд, 4 - убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3 - 5 секунд, 5 - поставить палец левой руки по средней линии лица на расстоянии 25 - 30 см от глаз, 6 - смотреть обоими глазами на конец пальца 3-5 секунд, 7 - прикрыть ладонью правой руки правый глаз на 3 - 5 секунд, 8 - убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд. Повторить 5-6 раз.
       Упражнение 7. Выполняется сидя, веки закрыты. На счет 1 -поднять глаза кверху, 2 - опустить вниз, 3 - повернуть глаза вправо, 4 - повернуть глаза влево. Повторить 6-8 раз.
       Упражнение 8. Выполняется стоя. На счет 1 - отвести руку в правую сторону, 2 - медленно передвигать палец полусогнутой руки справа налево и при неподвижной голове следить глазами за пальцем, 3 - медленно передвигать палец полусогнутой руки слева направо и при неподвижной голове следить глазами за пальцем. Повторить 10-12 раз.
       Упражнение 9. Выполняется сидя. На счет 1 - тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, 2 - спустя 1 - 2 секунды снять пальцы с век. Повторить 3-4 раза.
              Упражнение 10. Выполняется сидя. На счет 1 - поднять глаза кверху, 2 - сделать ими круговые движения по часовой стрелке,
3 - сделать ими круговые движения против часовой стрелки. Повторить 3-6 раз.
        Упражнение 11. Выполняется сидя. На счет 1 - смотреть прямо перед собой 2-3 секунды, 2 - перевести взгляд на кончик носа на 3 - 5 секунд. Повторить 6-8 раз.
       Упражнение 12. Выполняется стоя. На счет 1 - поднять правую руку вверх, 2 - медленно передвигать палец полусогнутой руки сверху вниз и при неподвижной голове следить глазами за пальцем. Повторить 10 - 12 раз.
       Упражнение 13. Выполняется сидя. Голова неподвижна. На счет 1 - вытянуть полусогнутую руку вперед и вправо, 2 - производить рукой на расстоянии 40 - 50 см от глаз медленные круговые движения по часовой стрелке и следить при этом глазами за кончиком пальца, 3 - проделать то же упражнение сменив правую руку на левую и совершая ею круговые движения против часовой стрелки. Повторить 3-6 раз.